«Сказание о Божием граде Коломна и его окрестностях». Статья Елены Кузиной о выставке Павла Зеленецкого «Коломна»«Сказание о Божием граде Коломна и его окрестностях». Статья Елены Кузиной о выставке Павла Зеленецкого «Коломна» в арт-галерее «Лига».
СКАЗАНИЕ О БОЖИЕМ ГРАДЕ КОЛОМНЕ И ЕГО ОКРЕСТНОСТЯХ
…Из трепетного сияния инея, нежным флером колышущегося под лучами розового и золотистого Солнца, в обрамлении опушенных инеем деревьев, подсиненных там, где лежат шелковистыми складками мягкие тени, из глубины меховых развалов снега, мягко розовеющего на всхолмьях, чередующихся с голубизной ложбин, вырастает Град Чудесный. Купола соборов, главки церквей, шатровые звонницы, крыши посадских домов – всё в этом сказочном граде подобно иллюстрации к древней легенде. Но при этом полностью всё правдоподобно, поскольку на полотне крупными, свободными мазками изображен город совершенно реальный, существующий в действительности. Это подмосковная древняя Коломна - город с уникальной историей, которая стала частью истории Государства Российского. Коломна и ее окрестности, вечные свидетели легендарного прошлого здешней земли – это родина и любовь коломенского художника Павла Зеленецкого. Ей он посвятил свою жизнь и своё творчество, хотя разделять эти понятия по отношению к нему не совсем верно. Для Павла Зеленецкого творчество – это жизнь, а жизнь – это творчество, смысл и причина бытия. Те, кто знает его многие годы, кому известны все периоды его художественного поиска, могут подтвердить, что всё вышесказанное не несёт в себе преувеличения ни на йоту. Он знает эту землю, чувствует биение её пульса - то, как она меняется в разные времена года. При этом непогожих дней для художника здесь нет – даже дожди, распутица дорог и пасмурное небо опоэтизированы в работах Павла Зеленецкого настолько, что, глядя на его картины, хочется говорить не прозой, а стихами. Павел Зеленецкий – один из редкостных художников, для которого творческая интуиция всегда была превыше выведенных кем-то и когда-то классических законов изобразительного искусства. Независимость, свобода артистического взгляда, чувство законов природы, в первую очередь, существуют в нём изначально и находят отражение в создаваемых им картинах. Что же касается тех самых классических законов – они в любом случае производная от гармонии самой природы, где все линии перспективы и точки равновесия, композиции плоскостей и образуемого ими пространства, краски и оттенки обозначены в своде законов, установленных свыше. Потому для профессионала, каким является Павел Зеленецкий, всё сущее, которое оказывается в поле его внимания, следует этим законам самым естественным образом. На персональной выставке Павла Зеленецкого «Коломна», которая сейчас проходит в галерее современного искусства Культурного центра «Лига», собрана часть его работ, посвящённых родному городу, а сама выставка приурочена ко Дню независимости России. Большинство работ на выставке – произведения последних пяти лет. Образы города и его предместий, старинного посада, протянувшегося вдоль реки Москвы и малых его улиц – художественное воплощение души города. Каково основное направлении развития творчества Павла Зеленецкого? Наверное, изначально ему наиболее свойственен русский импрессионизм1. Определение, которое принимается до сих с некоторым скрипом в академической среде и полагается условным, тем не менее существует, и его первым представителем считают Константина Коровина. Пока лучшего названия для такой живописи, где реализм и ассоциативные обобщения балансируют на очень тонкой грани, нет. После 1917 года искусство было поставлено на службу эпохе соцреализма, но теперь, когда идеологические ограничения ушли в прошлое, отголоски той поры становятся все слышней. Однако далеко не все современные художники могут столь смело и независимо, а главное – совершенно естественно и потому предельно убедительно утверждать его в своем творчестве, причем в эволюционной, независимой собственной манере, которая всегда была характерна для живописи Павла Зеленецкого. На большинстве полотен, представленных на выставке, главным персонажем стали храмы Соборной площади Коломны. Их образ повторяется множество раз, и каждый раз их облик, сохраняя почти те же очертания, но увиденный в ином ракурсе, открывает очередную грань красоты не только архитектурной, но и духовной - как места, созданного по воле Божией и во славу Его. Где-то они присутствуют как центр композиции, где-то возвышаются в отдалении, будто бы на втором плане, но и там, за линией посадских домов, их величие осеняет всё прочее, что изображено ближе к нам. Павел Зеленецкий «Иней» Картина, с описания которой мы начали рассказ о художнике Павле Зеленецком и его выставке в «Лиге», названа кратко – «Иней». Помимо великолепной гаммы пастельных тонов, нежных и радостных, изумительна композиция полотна, организованная как сферическое пространство, и внутри этой сияющей сферы светится Град, о котором мы уже сказали, а превыше домов – многоглавый храм Божий сказочной красоты. В нём ясно угадывается архитектурный ансамбль древнего, намоленного поколениями места – Соборной площади Коломенского кремля, окруженный резными стенами зимних деревьев, пышным фундаментом снегов у подножья. И над всем этим дивом, отражаясь в куполах, розовым огнем неопаляющим, как фаворский свет, горит морозное солнце. Художник соединяет на полотне две святыни – храм рукотворный, построенный человеком по воле и милости Господней, и Храм, созданный на земле Творцом Вселенной, и в этом – сердечное признание художника в любви к Святой Руси через духовный образ её малой части – родной Коломны. Павел Зеленецкий «Солнце над Коломенкой» «Солнце над Коломенкой» – это снова картина-символ, картина-образ, где все дышит, живёт, пульсирует, где река – течёт, деревья растут, и всё это происходит здесь и сейчас. И на этом, и на многих других полотнах Павла Зеленецкого колористика картины может показаться слишком радикально. Но если вы посмотрите на этот пейзаж, а потом на его прообраз, то убедитесь сами, что художник честен и прав: он просто был избирателен и взял от пейзажа-прототипа главные штрихи и главные краски. Детали, которые другой пейзажист тщательно прорисовывал бы, приводя изображение на холсте в абсолютное соответствие выбранной им натуре, Зеленецкий как бы вбирает в суть образа, в его состояние, пропуская увиденное им через собственное сердце. И кисть живописца становится продолжением его рисующей руки. Вот тогда происходит чудо творчества, о котором поразительно точно сказал Борис Пастернак: «…И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба». Становится ясно, что мы бы никогда не увидели, не заметили, что это так и есть, если бы художник не открыл нам истину об окружающем мире. Строки Пастернака применимы к любому подлинному творчеству, потому что на то оно и истинное, что оно само – истина. В изобразительном искусстве это истина о мире, видимом вокруг нас. Причём она настолько полноценна и всеобъемлюща, что вызывает реакцию не только зрительную. Мы смотрим на живописное произведение, а начинаем слышать звуки, обонять запахи, чувствуем кожей исходящий откуда-то из-за плоскости холста жар или холод, иссушающий зной или сырой ветер – в нас просыпаются эйдетические качества, утраченные сразу после детства, в котором наше чувственное "я" намного сильнее, чем эго сухой логики взрослого интеллекта. Творчество Павла Зеленецкого – это череда подобных откровений. Павел Зеленецкий «Паводок» «Паводок»: река, деревья, птицы на тонких ветвях - всё знакомо, но запечатлённая на холсте их неподвижность, мнимая запечатанность их жизни лишь видимость. Всмотритесь, и вы услышите, как, тихо журча, движется вода, как переговариваются о будущих заботах птицы. Кажется, что можно ощутить каким-то уже не шестым, а Бог весть каким по счёту чувством, как речная влага, понимаясь наверх под корой оживающих стволов, становится соком, наполняющим кроны. Если ещё немного душевно сосредоточиться – и вот уже нетрудно почуять летящий над берегами сырой и тёплый ветер весенней свободы… Павел Зеленецкий «Весенняя распутица» Павел Зеленецкий «Пейзаж с красными деревьями» «Весенняя распутица», «Пейзаж с красными деревьями» – здесь те же чистые, открытые краски, та же внутренняя пульсация жизни. Иногда художник позволяет себе чуть-чуть упруго изогнуть линию горизонта, показать округлость земного шара, на котором расположились дома и домики, линии улиц с зеркально чистыми лужицами, но лёгкое нарушение равновесия только придаёт динамику изображению, сообщает ему особую поэтическую иррациональность, нисколько не посягая на реализм, но парадоксально его подчеркивая. Павел Зеленецкий «Трубящий Ангел» Еще одна картина с выставки, о которой не сказать невозможно. «Трубящий Ангел». Эта картина и расположена отдельно от остальных, и вообще, она – совсем другая, это другой взгляд и новый Павел Зеленецкий. Здесь уже можно говорить об ином качестве его творчества, о проявлениях в нем символизма, одного из основных течений, возникших в Серебряном веке русской культуры. С одной стороны, возрождение через сто лет традиций, бывших практически под запретом почти целый век, уже началось. С другой, было бы странно, если бы такой чуткий мастер, как Павел Зеленецкий, живущий в городе с историей, тесно связанной с именами преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Димитрия Донского, со многими легендарными событиями в общей летописи Святой Руси, не ощутил бы происходящих в России духовных изменений, скрытой борьбы добра и и зла. Потому в картине «Трубящий ангел» он воплотил своё представление об этой борьбе и её исходе, вольно или невольно применив для его образного воплощения этой идеи принципы символизма в современном прочтении как единственно верный способ высоких обобщений и самых широких ассоциативных связей. Удивительно, но такое прозрачное и невесомое видение написано крупными, мощными мазками, создающими напряжённость, внутреннюю силу, вибрирующую в звуках ангельской трубы и отзывающуюся в величественных образах храмов, где опять ясно видятся храмы духовного сердца Коломны – Соборной площади. Прозрачность ему сообщает палитра, и она же - светлая, радостная - свидетельствует, что Господней силе и славе нет альтернативы, Свет непременно победит, и трубящий Ангел возвещает, что вот, близко Царствие Небесное, и оно грядёт над градом Коломной и всем миром. Так полотна Павла Зеленецкого образуют общее выставочное пространство, где разворачивается «Сказание о граде Божием Коломне и его окрестностях». Каждое из них – повод для литературного эссе, а порою в них заложена настоящая драматургия с сюжетной линией, диалогами, монологами, записанными в красках и формах. Его работы самостоятельны и интерактивны – они не оставляют зрителю возможности остаться непричастным к их внутренней эмоционально насыщенной жизни. Конечно, невозможно в краткой статье рассказать о всех полотнах, что составили собрание выставки, да и не стоит – лучше прийти и увидеть их воочию, ибо никакие слова не передадут до конца несказуемого. Настоящее искусство, помимо слов Пастернака о «почве и судьбе» – непременно животворяще. Оно всегда оставляет после себя один и тот же результат: пробуждение души и желание жить в полноте своего существования. Глядя на картины Павла Зеленецкого, хочется жить, и жить радостно, потому что мир его – прекрасен. Прекрасна земля, на которой мы живем, этот город, имя которому Коломна. И в образах её, созданных Павлом Зеленецким, талантливым художником, настоящим мастером – вся Россия, Святыня, которую нам суждено любить и беречь, как духовное наследие наших предков. ------------------------------------ 1 Понятие русского импрессионизма возникло в отечественном изобразительном искусстве на рубеже XIX – XX веков наряду с новыми течениями, родившимися в России в пору уникальной эпохи – Серебряного века. Высота одухотворенных обобщений в изобразительном искусстве, литературе, музыке, колоссальный творческий прорыв во всех видах искусства, безусловно, вывели русскую культуру того времени на первое место в культуре мировой, и этот факт стал общепризнанным.
|
|