«Сказание о Божием граде Коломна и его окрестностях». Статья Елены Кузиной о выставке Павла Зеленецкого «Коломна»
СКАЗАНИЕ О БОЖИЕМ ГРАДЕ КОЛОМНЕ И ЕГО ОКРЕСТНОСТЯХ
…Из трепетного сияния инея, нежным флером колышущегося под лучами розового и золотистого Солнца, в обрамлении опушенных инеем деревьев, подсиненных там, где лежат шелковистыми складками мягкие тени, из глубины меховых развалов снега, мягко розовеющего на всхолмьях, чередующихся с голубизной ложбин, вырастает Град Чудесный. Купола соборов, главки церквей, шатровые звонницы, крыши посадских домов – всё в этом сказочном граде подобно иллюстрации к древней легенде. Но при этом полностью всё правдоподобно, поскольку на полотне крупными, свободными мазками изображен город совершенно реальный, существующий в действительности. Это подмосковная древняя Коломна - город с уникальной историей, которая стала частью истории Государства Российского. Коломна и ее окрестности, вечные свидетели легендарного прошлого здешней земли – это родина и любовь коломенского художника Павла Зеленецкого. Ей он посвятил свою жизнь и своё творчество, хотя разделять эти понятия по отношению к нему не совсем верно. Для Павла Зеленецкого творчество – это жизнь, а жизнь – это творчество, смысл и причина бытия. Те, кто знает его многие годы, кому известны все периоды его художественного поиска, могут подтвердить, что всё вышесказанное не несёт в себе преувеличения ни на йоту. Он знает эту землю, чувствует биение её пульса - то, как она меняется в разные времена года. При этом непогожих дней для художника здесь нет – даже дожди, распутица дорог и пасмурное небо опоэтизированы в работах Павла Зеленецкого настолько, что, глядя на его картины, хочется говорить не прозой, а стихами. Павел Зеленецкий – один из редкостных художников, для которого творческая интуиция всегда была превыше выведенных кем-то и когда-то классических законов изобразительного искусства. Независимость, свобода артистического взгляда, чувство законов природы, в первую очередь, существуют в нём изначально и находят отражение в создаваемых им картинах. Что же касается тех самых классических законов – они в любом случае производная от гармонии самой природы, где все линии перспективы и точки равновесия, композиции плоскостей и образуемого ими пространства, краски и оттенки обозначены в своде законов, установленных свыше. Потому для профессионала, каким является Павел Зеленецкий, всё сущее, которое оказывается в поле его внимания, следует этим законам самым естественным образом. На персональной выставке Павла Зеленецкого «Коломна», которая сейчас проходит в галерее современного искусства Культурного центра «Лига», собрана часть его работ, посвящённых родному городу, а сама выставка приурочена ко Дню независимости России. Большинство работ на выставке – произведения последних пяти лет. Образы города и его предместий, старинного посада, протянувшегося вдоль реки Москвы и малых его улиц – художественное воплощение души города. Каково основное направлении развития творчества Павла Зеленецкого? Наверное, изначально ему наиболее свойственен русский импрессионизм1. Определение, которое принимается до сих с некоторым скрипом в академической среде и полагается условным, тем не менее существует, и его первым представителем считают Константина Коровина. Пока лучшего названия для такой живописи, где реализм и ассоциативные обобщения балансируют на очень тонкой грани, нет. После 1917 года искусство было поставлено на службу эпохе соцреализма, но теперь, когда идеологические ограничения ушли в прошлое, отголоски той поры становятся все слышней. Однако далеко не все современные художники могут столь смело и независимо, а главное – совершенно естественно и потому предельно убедительно утверждать его в своем творчестве, причем в эволюционной, независимой собственной манере, которая всегда была характерна для живописи Павла Зеленецкого. На большинстве полотен, представленных на выставке, главным персонажем стали храмы Соборной площади Коломны. Их образ повторяется множество раз, и каждый раз их облик, сохраняя почти те же очертания, но увиденный в ином ракурсе, открывает очередную грань красоты не только архитектурной, но и духовной - как места, созданного по воле Божией и во славу Его. Где-то они присутствуют как центр композиции, где-то возвышаются в отдалении, будто бы на втором плане, но и там, за линией посадских домов, их величие осеняет всё прочее, что изображено ближе к нам.
Картина, с описания которой мы начали рассказ о художнике Павле Зеленецком и его выставке в «Лиге», названа кратко – «Иней». Помимо великолепной гаммы пастельных тонов, нежных и радостных, изумительна композиция полотна, организованная как сферическое пространство, и внутри этой сияющей сферы светится Град, о котором мы уже сказали, а превыше домов – многоглавый храм Божий сказочной красоты. В нём ясно угадывается архитектурный ансамбль древнего, намоленного поколениями места – Соборной площади Коломенского кремля, окруженный резными стенами зимних деревьев, пышным фундаментом снегов у подножья. И над всем этим дивом, отражаясь в куполах, розовым огнем неопаляющим, как фаворский свет, горит морозное солнце. Художник соединяет на полотне две святыни – храм рукотворный, построенный человеком по воле и милости Господней, и Храм, созданный на земле Творцом Вселенной, и в этом – сердечное признание художника в любви к Святой Руси через духовный образ её малой части – родной Коломны.
«Солнце над Коломенкой» – это снова картина-символ, картина-образ, где все дышит, живёт, пульсирует, где река – течёт, деревья растут, и всё это происходит здесь и сейчас. И на этом, и на многих других полотнах Павла Зеленецкого колористика картины может показаться слишком радикально. Но если вы посмотрите на этот пейзаж, а потом на его прообраз, то убедитесь сами, что художник честен и прав: он просто был избирателен и взял от пейзажа-прототипа главные штрихи и главные краски. Детали, которые другой пейзажист тщательно прорисовывал бы, приводя изображение на холсте в абсолютное соответствие выбранной им натуре, Зеленецкий как бы вбирает в суть образа, в его состояние, пропуская увиденное им через собственное сердце. И кисть живописца становится продолжением его рисующей руки. Вот тогда происходит чудо творчества, о котором поразительно точно сказал Борис Пастернак: «…И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба». Становится ясно, что мы бы никогда не увидели, не заметили, что это так и есть, если бы художник не открыл нам истину об окружающем мире. Строки Пастернака применимы к любому подлинному творчеству, потому что на то оно и истинное, что оно само – истина. В изобразительном искусстве это истина о мире, видимом вокруг нас. Причём она настолько полноценна и всеобъемлюща, что вызывает реакцию не только зрительную. Мы смотрим на живописное произведение, а начинаем слышать звуки, обонять запахи, чувствуем кожей исходящий откуда-то из-за плоскости холста жар или холод, иссушающий зной или сырой ветер – в нас просыпаются эйдетические качества, утраченные сразу после детства, в котором наше чувственное "я" намного сильнее, чем эго сухой логики взрослого интеллекта. Творчество Павла Зеленецкого – это череда подобных откровений. «Паводок»: река, деревья, птицы на тонких ветвях - всё знакомо, но запечатлённая на холсте их неподвижность, мнимая запечатанность их жизни лишь видимость. Всмотритесь, и вы услышите, как, тихо журча, движется вода, как переговариваются о будущих заботах птицы. Кажется, что можно ощутить каким-то уже не шестым, а Бог весть каким по счёту чувством, как речная влага, понимаясь наверх под корой оживающих стволов, становится соком, наполняющим кроны. Если ещё немного душевно сосредоточиться – и вот уже нетрудно почуять летящий над берегами сырой и тёплый ветер весенней свободы…
«Весенняя распутица», «Пейзаж с красными деревьями» – здесь те же чистые, открытые краски, та же внутренняя пульсация жизни. Иногда художник позволяет себе чуть-чуть упруго изогнуть линию горизонта, показать округлость земного шара, на котором расположились дома и домики, линии улиц с зеркально чистыми лужицами, но лёгкое нарушение равновесия только придаёт динамику изображению, сообщает ему особую поэтическую иррациональность, нисколько не посягая на реализм, но парадоксально его подчеркивая.
Еще одна картина с выставки, о которой не сказать невозможно. «Трубящий Ангел». Эта картина и расположена отдельно от остальных, и вообще, она – совсем другая, это другой взгляд и новый Павел Зеленецкий. Здесь уже можно говорить об ином качестве его творчества, о проявлениях в нем символизма, одного из основных течений, возникших в Серебряном веке русской культуры. С одной стороны, возрождение через сто лет традиций, бывших практически под запретом почти целый век, уже началось. С другой, было бы странно, если бы такой чуткий мастер, как Павел Зеленецкий, живущий в городе с историей, тесно связанной с именами преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Димитрия Донского, со многими легендарными событиями в общей летописи Святой Руси, не ощутил бы происходящих в России духовных изменений, скрытой борьбы добра и и зла. Потому в картине «Трубящий ангел» он воплотил своё представление об этой борьбе и её исходе, вольно или невольно применив для его образного воплощения этой идеи принципы символизма в современном прочтении как единственно верный способ высоких обобщений и самых широких ассоциативных связей. Удивительно, но такое прозрачное и невесомое видение написано крупными, мощными мазками, создающими напряжённость, внутреннюю силу, вибрирующую в звуках ангельской трубы и отзывающуюся в величественных образах храмов, где опять ясно видятся храмы духовного сердца Коломны – Соборной площади. Прозрачность ему сообщает палитра, и она же - светлая, радостная - свидетельствует, что Господней силе и славе нет альтернативы, Свет непременно победит, и трубящий Ангел возвещает, что вот, близко Царствие Небесное, и оно грядёт над градом Коломной и всем миром. Так полотна Павла Зеленецкого образуют общее выставочное пространство, где разворачивается «Сказание о граде Божием Коломне и его окрестностях». Каждое из них – повод для литературного эссе, а порою в них заложена настоящая драматургия с сюжетной линией, диалогами, монологами, записанными в красках и формах. Его работы самостоятельны и интерактивны – они не оставляют зрителю возможности остаться непричастным к их внутренней эмоционально насыщенной жизни. Конечно, невозможно в краткой статье рассказать о всех полотнах, что составили собрание выставки, да и не стоит – лучше прийти и увидеть их воочию, ибо никакие слова не передадут до конца несказуемого. Настоящее искусство, помимо слов Пастернака о «почве и судьбе» – непременно животворяще. Оно всегда оставляет после себя один и тот же результат: пробуждение души и желание жить в полноте своего существования. Глядя на картины Павла Зеленецкого, хочется жить, и жить радостно, потому что мир его – прекрасен. Прекрасна земля, на которой мы живем, этот город, имя которому Коломна. И в образах её, созданных Павлом Зеленецким, талантливым художником, настоящим мастером – вся Россия, Святыня, которую нам суждено любить и беречь, как духовное наследие наших предков. ------------------------------------ 1 Понятие русского импрессионизма возникло в отечественном изобразительном искусстве на рубеже XIX – XX веков наряду с новыми течениями, родившимися в России в пору уникальной эпохи – Серебряного века. Высота одухотворенных обобщений в изобразительном искусстве, литературе, музыке, колоссальный творческий прорыв во всех видах искусства, безусловно, вывели русскую культуру того времени на первое место в культуре мировой, и этот факт стал общепризнанным.
|
|